Имеет татарские еврейские корни. У татар и евреев общие корни и похожие исторические судьбы

«Инде» запускает новую рубрику «Ясно-понятно», в которой будет искать ответы на насущные вопросы о жизни в городе, культуре и истории Татарстана. В первом выпуске рассказываем о мишарях: чем они отличаются от татар, почему их называют «татарскими евреями» и какие особенности есть у мишарского диалекта. Для самых пытливых и любознательных - выдержка из Татарской энциклопедии в конце материала.

О причинах возникновения группы «мишари»

Татьяна Титова

доктор исторических наук, профессор кафедры археологии и этнологии КФУ

Все народы негомогенны: внутри каждого есть локальные группы, которые появляются по разным историческим или природно-географическим причинам. В процессе взаимодействия соседние народы дарят друг другу элементы культуры, и этот процесс может протекать по-разному: на соседском, дружеском, рабочем уровне, благодаря межэтническим бракам. Мишари - это локальная этнографическая группа в составе поволжских татар, образовавшаяся вследствие специфического расселения этого народа. Многие представители мишарской группы сейчас живут в Нижегородской области, в соседних с Татарстаном республиках, в Москве. От остальных поволжских татар мишари отличаются диалектом, а исторически у них всегда было развито коневодство.

Подробнее о мишарях можно узнать в книге Рамзии Мухамедовой «Татары - мишари» и в книге «Татары» серии «Народы и культуры».

Об истории этнонима и «татарских евреях»

Камиль Зиннуров

член совета Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие», «экономист по профессии, булгарский поэт-бард по призванию»

Некоторые историки считают, что мишари являются прямыми потомками хазар на Волге. Мнение о том, что мишари - это татарские евреи, возможно, пошло со времен Хазарского государства. Им управляли еврейские купцы - рахдоны, которые проповедовали иудаизм. Торговля, торговля и еще раз торговля - вот вам и «татарские евреи». Как пишет арабский историк Ибн ал-Асир, после распада Хазарского государства, население которого исповедовало разные религии (иудаизм, христианство, ислам, язычество), «хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, иудеи, но если примете ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя. Тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них. После этого и их царь принял ислам». Многие хазары стали мусульманами и назвались мишарями.

О тематическом паблике VK и отличиях мишарей от татар

Я создал это сообщество чуть ли не в первый год работы VK - лет девять назад. Тогда было мало комьюнити, и все в духе «группа для тех, кто любит спать и переворачивать подушку на холодную сторону», а мне хотелось чего-то по-настоящему интересного. Я планировал, что участники группы не только будут обмениваться контактами и информацией онлайн, но и впоследствии начнут встречаться в офлайне. Но с самого начала в группе пошли конфликты: вопреки названию, в ней состояли не только мишари. У меня не было цели столкнуть людей лбами, выделиться - мол, мы хорошие, а вы нет. Поэтому мы решили обозначить миссию и говорить только об индивидуальных качествах мишарей, особенностях их характера.

Все мишари разные. В Ульяновске - довольно грубые, а в Самаре и Татарстане - наоборот. Судя по моему окружению, мишари преуспевают в бизнесе. Они упорные, трудолюбивые, умеют торговаться, обладают хитростью - не банальной, которая заключается во вранье, а тонкой. Если мишарь захочет кого-то обмануть, он сделает это красиво, так, что человек даже ничего не поймет. Если татарин захочет обмануть, он сделает это жестко - другими словами, кинет. Мишари - довольно импульсивный народ, но в то же время отходчивый. Я бы сказал, они похожи на итальянцев.

В чем отличие мишарей от татар? Умные мишари мне попадались чаще, чем умные татары. Мишари более услужливые, пунктуальные, скрупулезные, умеют вести дела. У них не бывает «и так сойдет!». Они обязательные, держат слово, хоть про них и говорят, что они, мол, как евреи. Есть даже несколько поговорок: «Когда родился мишарь, еврей заплакал», «Мишәр күтеңне тишәр» и другие. Вот евреи, когда жмут руки, говорят: « Мазаль тов ». Они не заключают юридический договор, слова достаточно. То же и у мишарей.

Мишари скрывают свою национальность, потому что боятся предвзятого отношения. Если говоришь новому соседу или партнеру по бизнесу, что ты мишарь, он относится к тебе настороженно - можешь обмануть. Приходится доказывать поступками, что ты обязательный человек и держишь слово. Мне кажется, стереотипы о мишарях связаны с их сферой деятельности: много людей занято в торговле.

О мишарском диалекте

Альфия Юсупова

доктор филологических наук, профессор, директор Высшей школы татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая

Мишарский диалект - один из диалектов татарского языка. Помимо него существуют еще средний диалект и диалект сибирских татар. Раньше мишарский диалект назывался западным, потому что относительно Казани мишари в основном живут на западе. Если брать Татарстан, речь идет о Буинском, Дрожжановском, Прикамском районах и Закамье - Чистопольском, Алексеевском, Аксубаевском, Новошешминском районах. Также мишари компактно проживают в Ульяновской, Пензенской, Нижегородской областях и в Мордовии.

Фонетика мишарей близка к фонетике древнетатарского литературного языка. Фонетическая особенность мишарского диалекта - отсутствие глубоких [к] и [г], открытая [а] в отличие от огубленного произношения в татарском языке. Также буква «ч» произносится как в русском языке, а в позиции начала слова в мишарском диалекте наблюдается ёканье. Если говорить о диалекте с точки зрения лексики, то в нем много заимствований из русского языка, адаптированных на татарский. Зато встречаются заимствования из финно-угорских языков - мордовского, марийского, потому что эти народы в основном живут по соседству с мишарями. Как говорят ученые, морфология татарского языка основана на мишарском диалекте, поэтому каких-то особенностей в этом плане у него нет. В отличие от литературного татарского языка, в синтаксисе мишарского диалекта вопросительные частицы «-мы / -ме» можно добавлять к любому слову, на которое падает логическое ударение.

В мишарском диалекте есть цокающие говоры (вместо литературного [ш’] или [щ] употребляется [тс]) и чокающие говоры (вместо шипящего [ш’] употребляется аффриката [ч]). В Татарстане проживают говорящие на цокающих (в Дрожжановском, части Буинского и Аксубаевского районов), чокающих (в Алексеевском и Алькеевском районах) и смешанных говорах (Чистопольский район).

Дальнейшее формирование мишарей как народности (XIV - середина XVI века) происходило на основе «можарского» и «татарского» компонентов в границах Касимовского ханства, столица которого первоначально называлась Городец-Мещерский. О наличии этих двух этносословных страт в Мещерском юрте (Касимовском ханстве) свидетельствуют две сохранившиеся этнонимические системы. Первая - «Мещерские земли», «Мещерские места», «Мещера», «Мещерский юрт», «Мещерские князья». Из этого ряда возникло понятие «мещерские люди», сокращенно - «можеряне», «можары», «мещеряне», обозначавшее буртасов. Вторая связана с феодальным сословием Касимовского ханства: в XV веке оно называлось «татарами», в XVI веке - «городецкими татарами», «мещерскими татарами».

Благодаря крупномасштабным миграционным процессам второй половины XVI - первой половины XVIII века мишари широко расселились на правобережье Волги, в Закамских районах и Приуралье. Активные межэтнические контакты мишарей с казанскими татарами привели к усилению интеграционных процессов между этими группами (XVI−XIX века). Казанские татары сыграли большую роль в этнокультурном развитии мишарей. В свою очередь мишари также оказали сильное влияние на материальную и духовную культуру остальных групп татар, а также башкир, тептярей и некоторых других народов. Мишари, в отличие от казанских татар, до середины 1950-х годов не праздновали Сабантуй и Джиен. В ХХ веке различия мишарей и татар исчезли или оказались нивелированными. В настоящее время этноним «мишари» сохраняется локально как самоназвание второго уровня.

Татарская энциклопедия, том 4, М - П, из статьи «Мишари»

Иллюстрация: Данила Макаров

Сибагатуллин знает, как это могло случиться: он говорит о метисации* жителей Волжской Булгарии с хазарами. Булгары внесли свою лепту и в генофонд нынешних татар. По мнению автора, есть и другое обстоятельство: татары оказали огромное влияние на всемирную историю (к татарам он причисляет и Чингисхана), при том что движущей силой мировой цивилизации являлись и являются евреи. «Учитесь, татары — объединяйтесь, берите пример с евреев» (с. 264).

Татарско-еврейские добрые отношения, берущие, по мнению автора, начало 1500 лет назад, никогда не омрачались враждебностью, а напротив, всегда отличались взаимным уважением и дружелюбием. Так, еще в Первую мировую войну в немецком плену солдаты российской императорской армии — татары и евреи — отказывались есть свиную похлебку. Случалось, что евреи делились своей пайкой хлеба с татарами. И через много лет уцелевшие в переделке татары разыскали этих самых евреев и приезжали поблагодарить их.

В свою очередь уже во время Второй мировой войны татары спасали евреев — многие из них причислены институтом «Яд ва-Шем» в Иерусалиме к Праведникам народов мира. Попавшие в немецкий плен евреи присоединялись к татарам, и те не выдавали их немцам, рискуя собственной жизнью. Так спасся, например, родной дядя Лева автора этой публикации.

В современном Израиле живут свыше 15 тысяч татар — родственников евреев, репатриировавшихся из стран СНГ. Израильские татары создали свою общественную организацию «Татары за Израиль», выступающую с сионистских позиций. Президент и создатель этой организации Закира Зарипова определяет сионизм так: «Суть сионизма — в желании евреев обрести свой национальный дом».

Книга «Татары и евреи» хотя и затрагивает события 1500-летней давности, чрезвычайно современна, и ее автор призывает помнить про общность исторических судеб и генетическую близость татар и евреев и считает вполне оправданным открытие в Казани консульства Израиля. А в Национальном музее Татарстана, по его мнению, должны быть созданы экспозиции, отражающие дружественные связи между татарами и евреями.

Книга Фатиха Сибагатуллина и проведенные в ней нетривиальные параллели и сделанные выводы вызывают споры профессиональных историков, поддержку коллег и друзей и заинтересованность широких читательских кругов.

Издание прекрасно оформлено: на хорошей бумаге с множеством великолепных иллюстраций. Но самое главное — насыщенное и захватывающее содержание, изложенное на доступном широкому кругу читателей языке. В ближайшее время должна выйти английская версия этой книги, на которую уже имеются заявки из многих стран.

Эдуард БЕЛЫЙ, Россия

________

*Метисация — смешанные гены.

Неизвестная история известных народов. Как минимум, интересно и познавательно.

Рашит АХМЕТОВ

Татары и евреи

В Казани в Союзе писателей Татарстана прошла презентация книги члена-корреспондента Академии наук Татарстана, депутата Государственной думы России Фатиха Сибагатуллина «Татары и евреи». Конференц-зал был забит до отказа, было, наверное, человек 200, презентация длилась более двух часов. В зале, как заявил один из руководителей Союза писателей, находилось не менее двадцати докторов наук и трех десятков кандидатов. Вел презентацию генерал-полковник МВД, бывший первый заместитель министра внутренних дел России Владимир Колесников. Причем вел он презентацию в генеральском мундире.
Вступительное слово Владимира Колесникова было сенсационным. Например, он сказал, что Коран был написан по-тюркски, арабы не знали письменности. В середине XII века его переписали с тюркского языка на арабский. Голубое знамя стало зеленым. В Эрмитаже хранится Коран, написанный знаменитым уйгурским письмом. Его не могут прочесть арабы, в нем высказаны забытые слова Всевышнего: «У меня есть войско, которое я называю тюрками и которое живет на Востоке. Когда я разгневаюсь, я дарю этому войску власть над народом, на который разгневан». Для многих это было неожиданно. Из слов Всевышнего видно, кто распространял ислам. Видно, что Алтай был родиной единобожия. Говоря о книге «Татары и евреи», хочется еще раз сказать огромное спасибо выдающемуся сыну татарского народа уважаемому Фатиху Саубановичу за его труд в восстановлении исторической справедливости. Путь к возрождению лежит через возврат к изначальным религиям. Зал громкими овациями сопроводил выступление Колесникова. Можно сказать, что своим выступлением он сделал больше для атмосферы дружбы между татарами и русскими, чем целые научные институты, которые иногда занимаются как раз разрушением этой дружбы.
После выступления генерал-полковника Колесникова прекрасно исполнила песню «Шма Исраэль» очаровательная еврейская девочка. И голос, и исполнение были на высоком уровне. Песню воспринял зал очень тепло. Бывший директор издательства «Идел-пресс» Ислам Ахметзянов рассказал, как печатались книги Фатиха Сибагатуллина. Книга «От Аттилы до президента», например, была представлена на Московской книжной выставке и «вызвала фурор, никакой патетики здесь нет, издательства арабского мира, западные издательства проявили серьезный интерес». «В своей книге Фатих Сибагатуллин четко проводит мысль, что евреи являются основополагающей силой развития мировой цивилизации, и отмечает, что нам, татарам, надо брать пример с евреев. Самым главным выводом книги является тот факт, что евреи и татары на протяжении полутора тысяч лет живут и созидают как истинные друзья и соратники рука об руку. Они живут как добрые соседи. При этом он ссылается на факты историков, археологов, искусствоведов и даже биологов. Очень показательна в этом плане история Хазарского каганата, одного из самых первых государств на территории современной России. В Хазарском каганате был создан кровный политический союз двух народов – татар и евреев. Наследниками Хазарского каганата историки называют Волжскую Булгарию, Киевскую Русь, кавказскую Аланию. Многие евреи воспринимают Хазарский каганат своим государством. Для них это общая совместная с поволжскими тюрками родина. Свои хазарские корни всегда подчеркивают Ротшильды и Рокфеллеры, Морганы и Саркози. Об этом же пишет уважаемая Еврейская энциклопедия. «Объяснять достоинства книги Фатиха Сибагатуллина – это примерно то же, что объяснять достоинства «Джоконды» Леонардо да Винчи», – говорил Ислам Ахметзянов.
Выступил писатель Гарай Рахим, лауреат Государственной премии им. Тукая. Он внимательно прочитал книгу и отметил, что она очень нужна и имеет большую фактологическую насыщенность. В книге Сибагатуллина сообщено, что татары отмечаются по китайским источникам c XV века до нашей эры. Гарай Рахим (Григорий Родионов) отметил: «Тюркский язык очень консервативен. Русский язык сильно изменился за последние пятьсот, шестьсот лет, а вот, например, язык кряшен чистый, он свободен от арабизмов и русизмов. Язык кряшен – чисто тюркский язык. Здесь говорилось, что татарам нужно учиться у евреев, но хазары уже давно учились у евреев. Евреи всегда хорошо относились к татарам». Он считает: «Книги Фатиха Сибагатуллина есть литературно-художественная публицистика, поэтому предлагаю Фатиха Сибагатуллина принять в члены Союза писателей Татарстана». Фатих Сибагатуллин добавил, что кряшенам грех жаловаться на их положение в республике. Пять кряшен возглавляют районы, а Иван Егоров фактически управляет республикой, занимая пост директора банка «Ак барс» и имея значение фактически вице-президента. Кряшены занимают до 20% постов в элите республики, отметил Сибагатуллин, имея население в несколько процентов.
Ученый Галиуллин рассказал, что в свое время был в Линце в составе делегации из России. Когда его представили ректору университета в Линце как татарина, тот испугался и даже испуганно отошел назад. Представление о татарах было, что они едят человеческое мясо, едят сырое мясо. «Я его успокоил, посмотрите, я в костюме, ножа у меня нигде нет, у нас галстуки почти одинаковые. История татар преподносилась извращенно – это орда. Татарская орда, татарское иго – и это позволяло обижать татар. На Западе черпали представление о татарах из русских источников. Тюркские источники и китайские тогда были недоступны. Но татары – древний цивилизованный народ. «Слово о полку Игореве» появилось позднее татарских литературных произведений. Фатих Сибагатуллин написал великолепные книги. Мы должны гордиться таким человеком. Здесь сидит цвет татарской интеллигенции, и по глазам я вижу, что все поддерживают его. Я думаю, это не последняя его книга».
Выступил с зажигательным попурри еврейских песен ансамбль «Симха». Эдуард Туманский заявил, что евреям комфортно живется в Татарстане. «В бане между татарами и евреями вообще нет никакой разницы, – улыбнулся он. – В «Симхе» при создании ансамбля играли три еврея и четыре татарина». Закончилось выступление «Симхи» эмоциональным исполнением «Шолом алейхем». Фатих Сибагатуллин со слезами на глазах благодарил «Симху» за душевное исполнение. Он сообщил, что у Барака Обамы мать еврейка с Волги. Он сообщил, что 90% евреев, ашкенази – это выходцы из Хазарского каганата. «Многие татары сейчас проводят генетический анализ, всю жизнь говорили они, что татары, но оказались евреями, согласно генетике», – говорил Сибагатуллин.
Равиль Файзуллин, главный редактор журнала «Казан утлары», отметил: «История – сложная вещь. В новом учебнике истории есть положительные изменения в нашу пользу, наконец начали бороться с фальсификацией. Фатих Сибагатуллин – личность, выдающаяся во всех отношениях, это бесспорно. Если бы он жил в те времена, был бы ханом. Он патриот своего народа. Выпуск этой книги – большое событие. Открываю эту книгу – захватывает, хочется побольше узнать. Когда читаешь его книгу, наполняешься чувством гордости за прошлое и как-то выпрямляешься. Чувствуешь, мы не безродные».
Привожу мое выступление на презентации:
Мы собрались, чтобы провести презентацию книги «Татары и евреи» Фатиха Сибагатуллина, в которой он начал исследование истории взаимоотношений двух народов, которые оказали «государствообразующее» влияние на историю России. Лет 30 назад Фатих Сибагатуллин за написание этой книги получил бы шесть лет срока, настолько это была табуированная история. Единственное государство в мире, где государственными религиями были ислам, иудаизм, христианство и язычество – Хазарский каганат. Сегодня это кажется невероятным. Это исследование назрело и перезрело.
Хазарский каганат – предыстория Золотой Орды. Его история в России и СССР замалчивалась. Согласно сталинскому постановлению 1944 года было запрещено вести объективные исследования по Золотой Орде, то же было и по Хазарскому каганату. Крым, Украина, Северо-Западный Казахстан, Нижнее и Среднее Поволжье, Северный Кавказ – территория каганата. Население около миллиона человек. Собственно хазар было полмиллиона. Два века шла война между арабами и хазарами, по арабским источникам армия Хазарского каганата насчитывала 300 тысяч. Язык – ранний тюркский.
Киев считался хазарским городом до завоевания его русами. Название Козара в Югославии, например, считается, произошло от хазар. Официально история каганата датируется с 650 года до 969 года. Но в 627 году хазарское войско взяло штурмом Тбилиси. Каспийское море именовали Хазарским. Сейчас историки считают, что он существовал до XIII века. Сейчас пишут, что еврейское население Восточной Европы произошло от хазар. Хазары в Польше и Венгрии были государствообразующим народом. Первым королем Польши был избран хазар, потом он передал корону династии Пястов.
Хазарский каганат помог выстоять Византии против арабского наступления, когда в 717 – 718 году арабы осадили Константинополь. Хазарский каганат был равновеликим по силе Византии государством. Были династические браки между каганами и императорами. Еврейские общины переселились на Северный Кавказ и в Крым, начиная с конца VI века после указов императора Византии о том, что все евреи должны принять христианство или должны покинуть пределы империи. Евреям запрещалось появляться в Иерусалиме, браки между евреями и христианами были запрещены. Евреи подняли восстание в Иерусалиме, воевали 20 лет, основная часть после поражения бежала от войск императора на Северный Кавказ. После подавления еврейского восстания в Иране в каганат оттуда бежало 50 тысяч евреев. Можно сказать, что евреи во многом «сконструировали» Хазарский каганат, этот симбиоз тюрок и евреев. Существовала гегемония хазар над славянскими племенами.
Основной источник дохода Хазарского каганата – торговые пошлины. Каганат чеканил собственную монету с надписью «Моисей – посланник Бога». Собственной торговлей занимались еврейские купцы радониты и мусульманские купцы. Хазарский каганат интересен тем, что в нем комплиментарно сосуществовали ислам и иудаизм. Правили каган и бек. После укрепления ислама основная часть иудеев-хазар ушла в Восточную Европу. Хазарский каганат позволил выжить и укрепиться еврейской хазарской общине. Часть историков сегодня прямо утверждает, что евреи-ашкенази произошли от хазар. Вспомним одежду польских и белорусских евреев – длинный шелковый кафтан был скопирован с тюркского кафтана, так же была скопирована тюркская тюбетейка – ермолка, кипа. Да и само слово «ермолка» тюркского происхождения. Стены местечковых синагог были покрыты хазарскими рисунками зверей, а еврейки до середины XIX носили высокий белый тюрбан, характерный для тюрок. А страсть к фаршированной рыбе, есть даже поговорка «Без рыбы нет субботы» – это память о жизни на Каспии. Историки так и называют местечки Восточной Европы – хазарские местечки.
Через Хазарский каганат проходил Великий шелковый путь. Купцы-радониты его контролировали. Объемы торговли – караваны по 5 тысяч человек, тысяча верблюдов, это до 500 тонн грузов, целый состав, примерно раз, два в месяц. Китай – Европа. С помощью Хазарского шелкового пути, его нужно правильнее, наверное, именовать так, были накоплены огромные капиталы еврейской общины Европы. Организовать это гигантское уникальное торговое предприятие могли только предприимчивые евреи, опираясь на вековой опыт торговли. Знания из Китая шли в Европу по Хазарскому шелковому пути.
У Фатиха Сибагатуллина уже готова вторая книга, ее нужно издавать, но он говорит, там много парадоксальных выводов, не нужно торопиться. Андропов, выходец с Северного Кавказа, мать у него имела фамилию Флекенштейн, сам он имел в КГБ прозвище «Ювелир», явный хазар, говорил: мы не знаем общества, в котором живем. Перефразируя, можно сказать, мы не знаем истории общества, в котором живем. История у нас превращается в пропаганду, она далека от объективности. Мировые исследования свидетельствуют, что тюрко-еврейское государство оказало огромное влияние на историю Европы. Без Хазарского каганата история мира была бы совершенно другой. Сегодня в США благотворительные фонды решили выделить до 700 млн. долларов на восстановление истории Хазарии. Я считаю, не только второй том книги нужно быстро издавать, но и эту первую книгу нужно переводить на английский язык. Очень важно, кто ее переведет – у нас в Татарстане, в Москве, в Израиле или в США. Потому что акценты перевода можно расставить по-разному.
Для Татарстана важно восстановить эту часть истории. Республика не из безвоздушного пространства родилась, не случайно символом Казани служит университет. Огромная еврейско-татарская тяга к знаниям. Татары оказываются образцом толерантности. Татары – народ, который оказался комплиментарным, по гумилевской классификации, и евреям, и русским, двум очень сложным народам мира. Раскрытие объективной истории Хазарского каганата позволит преодолеть изолированность татар в мировой истории, преодолеть негативный образ татар, который рисовался в царской истории, преодолеть ложь о татарах. Ведь организация Золотой Орды как государства была взята и из Хазарского каганата. Еще раз подчеркну, Хазарский каганат позволил сохраниться русским княжествам, сдерживая экспансию Византии и арабов. Татарская история не второсортная история, а мировая история.
В конце заседания выступил Фан Валишин, который отметил, что «русский вопрос», «еврейский вопрос», «татарский вопрос» есть основные вопросы России и без татар невозможно возрождение России, без татар она неизбежно распадается, необходима стратегия этого возрождения, иначе можно утонуть в океане эмпирии.
Как утверждают, уже после презентации состоялась встреча генерала Колесникова и Фатиха Сибагатуллина с премьером Ильдаром Халиковым, руководителем аппарата президента РТ Асгатом Сафаровым, главным федеральным инспектором Ринатом Тимерзяновым по распоряжению президента Минниханова.
Уже после презентации поступило сообщение, что Институт истории АНТ выдвинул книги Фатиха Сибагатуллина на соискание премии им. Тукая.
23 февраля 2014 года

Особенно остро вопрос встает, когда дело касается не только межнациональных, но и межрелигиозных союзов.

Брачующиеся, принадлежащие к разным национальностям и вероисповеданиям, сталкиваются на своем пути с невероятным множеством разногласий, конфликтов и сомнений. Такие браки сопровождает ореол предрассудков и домыслов окружающих, ложащийся тяжелым бременем на плечи молодоженов.

Как один из наглядных примеров брака, смешанного в аспектах как национального, так и религиозного характера, рассмотрим союз еврея (исповедующего иудаизм) и татарки (исповедующей мусульманство). Где жить: на родине еврея или татарки? Как вести семейный уклад: руководствуясь традициями и обычаями иудеев или мусульман?

Как прийти к компромиссу в праздновании религиозных праздников? Какую религию будут исповедовать дети? Эти и еще миллион животрепещущих вопросов встречают на своем пути брачующиеся! Но на начальном этапе их совместной жизни не менее важными оказываются вопросы: Как отпраздновать свадьбу? Согласно чьим традициям и обычаям?

Традиции и порядок заключения брака у иудеев

Заключению брака у иудеев предшествует сватовство (шидух), на котором знакомятся не только потенциальные жених и невеста, но и их родители.

Если сватовство прошло удачно, то заключается официальный документ (тнаим), в котором оговариваются все необходимые формальности вплоть до материальных обязательств.

Подписание тнаима происходит в присутствии свидетелей, сопровождается символической церемонией передачи платка (киньян) и завершается разбитием тарелки. В субботу, предшествующую дате свадьбы, жених читает в синагоге Тору, а невеста проводит дома встречу с подругами. Перед днем свадьбы молодожены, как правило, постятся.

Еврейская свадьба проходит под хупой (балдахином на шестах, символизирующим будущий дом) и начинается с подписания брачного договора (ктубы), который традиционно защищает в первую очередь права женщины. Обряд бракосочетания необязательно проводится в Синагоге. Церемония может проходить в присутствии раввина в любом месте, главное — под хупой.

После подписания ктубы следует обряд обручения (эйрусин), проходящий в несколько этапов:

  1. молодожены отпивают из бокала вино, благословенное раввином;
  2. жених одевает невесте на указательный палец обручальное кольцо;
  3. раввин зачитывает ктубу;
  4. жених передает ктубу невесте (копия документа будет храниться в раввинате);
  5. раввин произносит семь благословений;
  6. молодожены вновь отпивают благословенного вина;
  7. жених ногой разбивает бокал.

По завершению обряда обручения молодожены на несколько минут уединяются в специально приготовленной для них комнате, после чего начинается праздничное застолье. Во время застолья евреи традиционно употребляют только кошерную пищу.

Пиршество обязательно разбавляется зажигательными танцами, традиционным из которых является хора. Празднование продолжается в течение семи дней.

У иудеев нет специальных свадебных нарядов, но невесте следует быть осторожной в выборе свадебного платья и отдать предпочтение более скромному и закрытому фасону.

Татарские обычаи и особенности бракосочетания

также предшествует сватовство, в ходе которого родственники одной и другой стороны обмениваются подарками.

В ходе сватовства проходят смотрины невесты, родственники жениха пристально наблюдают за характером ее поведения. Если смотрины прошли успешно, у невесты спрашивается официальное согласие выйти замуж.

В случае получения утвердительного ответа родственники договариваются о выкупе невесты (калыме). Скрупулёзно обговаривается его размер, срок и способ передачи. Договор о калыме и согласие невесты подтверждаются муллой, после чего объявляется помолвка.

Между помолвкой и днем свадьбы зачастую проходит достаточно долгое время. Жених за это время обязуется выплатить калым. День бракосочетания у татар начинается с выкупа невесты, требующего от жениха существенных материальных затрат.

После выкупа следует специальный исламский обряд (никах), который имеет несколько особенностей:

  • жених и невеста молятся стоя;
  • согласие на брак у невесты спрашивается трижды, и отвечает она только в третий раз, сохраняя молчание в предыдущие два раза;
  • после брачного обета новоиспеченная жена вправе попросить у мужа свадебный подарок абсолютно любой ценности, а мулла назначает срок его вручения.

Никах, как правило, проводится в мечети, но возможно его проведение и в домашней обстановке в присутствии муллы. Мулла регистрирует брак в специальной книге, где помимо того фиксирует количество и стоимость украшений, подаренных женихом. С этого момента это собственность исключительно невесты.

После никаха начинается череда праздничных застолий (туй). На столах преобладают блюда традиционной татарской кухни, спиртное строго запрещено, поэтому пьют гости только соки, воды и морсы, а завершается пиршество чаепитием с чак-чаком.

У татар есть традиционный свадебный наряд, который может быть любого цвета, но лучше, если невеста отдаст предпочтение красному или зеленому цветам, символизирующим любовь и достаток.

Само празднование свадьбы длится несколько дней и начинается с дома невесты. Затем происходит переезд невесты из дома родителей в дом жениха, где и продолжается пир.

Насколько распространены браки татар и евреев?

Евреи по праву считаются одними из самых консервативных в вопросах выбора спутника жизни.

Вероисповедание ребенка у евреев передается по материнской линии: у матери-еврейки дети могут быть только евреями вне зависимости от вероисповедания отца.

У мусульман же наоборот передается по отцовской линии, они очень строги и набожны в вопросах наследия.

В связи с этим принципиальным отличием браки татар и евреев распространены очень редко.

В современном мире молодое поколение является более толерантным в выборе партнера иной национальности и веры. Одним из самых удачных примеров прекрасного союза между евреем и татаркой являются Алсу Сафина и Ян Абрамов.


ТАТАРЫ И ЕВРЕИ

Интервью

Вышла в свет книга депутата Государственной думы России Фатиха Сибагатуллина «Татары и евреи». В увесистой книге 500 страниц, тираж - 5 тысяч экземпляров, в книге сотни красочных иллюстраций (поэтому у книги высокая себестоимость), она, несомненно, вызовет у читателей большой интерес. История комплиментарного взаимодействия татар и евреев насчитывает 1500 лет, начиная с Хазарского каганата, где исповедовался иудаизм и элиту которого составляли евреи, изгнанные из Византии, считает Сибагатуллин. Уже тогда евреи контролировали Великий шелковый путь, а татарские военные отряды обеспечивали безопасность торговли на нем.
Ориентировочная стоимость книги - 2 тысячи рублей, и столь высокая цена установлена автором, как он рассказывает, согласно рекомендации его знакомого менеджера из США Фридмана, который заявил Сибагатуллину, что подобные книги стоят в США не менее 100 долларов. Книгу автор собирается распространять в Государственной думе РФ, в аппарате президента России, в правительстве России, в Израиле, в том числе направить руководителям Израиля, направить в посольства государств, президенту США Бараку Обаме, президенту Франции, руководителям Великобритании, Германии, Китая, представителям финансовых империй Ротшильдов и Рокфеллеров (некоторые эксперты пишут, что они контролируют 20 триллионов долларов) и губернаторам, руководителям парламентов регионов России.
Так уж совпало, что одновременно с выходом книги Фатих Сибагатуллин был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени» за активную законотворческую деятельность. Если учесть, что данный орден I степени вручается только президентам, орден II степени эквивалентен званию Героя соцтруда, орден III степени эквивалентен ордену Ленина в СССР, то это награда, примерно соответствующая второму по значимости ордену СССР, ордену Октябрьской революции. Мы поздравляем Фатиха Саубановича с заслуженной наградой
.

- Фатих Саубанович, о чем ваша книга?
- Я пишу о захватывающе интересной истории татар. Мы еще только приступаем к изучению реальной истории татар, раньше эта история была под запретом, она сознательно искажалась. Татары - уникальный народ в истории, у Чингисхана из рода «черных татар» не было идеи покорения народов, он провозгласил своей идеей объединение народов Азии и Европы в единое целое, это был один из первых глобалистов. У него была идея прекращения войн на планете, чтоб все народы жили мирно, платили только по 10% налога (сегодня каждый гражданин РФ, например, платит 47% налогов, в других странах и побольше). Татары дали гигантский толчок развитию Азии и Европы. Китай, Индия, арабские страны, Восточная Европа, Кавказ, Турция - рушились границы, происходило перемещение огромных масс людей, смешивались культуры, традиции, знания самых развитых стран мира. Это был поистине космический «татарский» импульс в истории. Поэтому о татарах в легендах многих народов хранится память. Евреи тоже дали огромный толчок в развитии мировой цивилизации. Возьмите, например, евреев-хазар Карла Маркса и Владимира Ленина, по идеям которых жили СССР и Китай. И евреи тоже были гонимым народом, рассеялись по всему миру. Я пишу в своей книге: «Движущей силой мировой цивилизации являлись и являются евреи… Учитесь, татары, объединяйтесь, берите пример у евреев, чтоб не «обижаться» почем зря на русских!».
Александр Солженицын написал книгу «200 лет вместе» о совместном взаимодействии русского и еврейского народов. А татары и евреи взаимодействовали вместе 1500 лет. Волжская Булгария была частью Хазарского каганата. Что касается распространения книги - то это не проблема. Моя предыдущая книга «Великие татары - строители и защитники государства Российского» шла нарасхват, по мобильнику в день только мне штук по тридцать книг заказывали.

В моей книге приводятся исследования А. Назаровой, В. Асланишвили и С. Алхутова о том, что ДНК татар имеет довольно близкое сходство с ДНК евреев. «Могла иметь место метисация древних булгар с жителями Хазарии, часть которых была этническими евреями… большая часть жителей Хазарии была тюрками, принявшими иудаизм», - пишут они. На территории Поволжья сохранились надгробные памятники со звездой Давида.
- Вы пишете, что ашкенази, европейские евреи, являются потомками хазар, вышли из Хазарского каганата.
- История хазар - это неотъемлемая часть нашей татарской истории, история одного из важнейших этнических элементов татарского народа. Эндрю Винклер, еврей, писал в 2008 году: «…Современное еврейство имеет три этнически разные группы: ашкеназы, сефарды и восточные евреи. Самая большая этническая группа (90%) - европейские евреи или ашкеназы являются потомками этнических тюрков-хазар. Вторая по численности группа составляет 8%. Это афро-иберийские сефарды, которые также не являются семитами. Они потомки племени северо-африканских берберов, которые приняли иудаизм в III веке н.э., и только 2% современных евреев являются восточными евреями, которые имеют действительно израильское, семитское происхождение». Артур Кестлер доказывает: «Современное еврейское население имеет хазарское происхождение. Их предки прибыли не с Иордана, а с Волги».
- С этой точки зрения, учитывая общность истории и генетическую близость, возможно, в Казани пора открыть консульство Израиля, тем более что это третья столица России?
- Я считаю, уровень Татарстана это заслуживает. Но вы все-таки учитывайте, что, например, Киев входил в Хазарский каганат, а Руслан Хасбулатов говорил, что 30% чеченцев имеют еврейские корни и втайне исполняют еврейские обряды. Но в целом в Национальном музее Татарстана нужно открыть экспозиции по Хазарскому каганату, по дружественным связям между татарами и евреями.
- Россия, получается, тоже наследница Хазарского каганата?
- Можно сказать, что европейская часть России - наследница Хазарского каганата. И вопрос о перенесении части столичных функций России в Казань назрел и исторически обоснован, и геополитически. Сегодня явно в Москве уже тесно для столицы.
- Может быть, если Москва требует в Татарстане отказаться от «титула» президент, то назвать его каганом?
- Вполне возможно. Но мне ближе название «ильбаши». Оно более современное, и потом - у нас республика. Но этот вопрос нужно выносить на референдум, пусть сам народ республики решает, как называть руководителя власти. А вдруг решит оставить «президент»?

Похожие публикации