Экономика развитого социализма таблица реформа содержание результаты.

Задание 1

1. В чем вы видите причины низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях?

Огромные средства направлялись на развитие сельского хозяйства, но использовались неэффективно: на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, непродуманную мелиорацию и химизацию почвы

2. Какие рычаги, на ваш взгляд, способны были в значительной мере повысить рентабельность сельского хозяйства?

Изменение условий планирования, улучшение экономического стимулирования, сохранение планируемых показателей

3. Чем вы можете объяснить неуклонное возрастание дефицита продовольствия в СССР в 70-х — начале 80-х гг.?

Введение показателей оценки качества по цене привело к сокращению объемов выпуска продукции

4. За счет чего власти пытались решить продовольственную проблему, которая была признана ими наиболее острой?

Сперва проблему пытались решить за счет сырьевых ресурсов и моральных стимулов, а затем ослаблением централизованного планирования и распределения

Задание 2. Используя материалы учебника, раскройте основные направления аграрной реформы 1965 г.

Изменение централизованного планирования и распределения, сокращение нормативов, введение показателей качества

Задание 3. На основании материалов учебника напишите об основных направлениях реформы промышленности 1965 г. Письменно ответьте на вопросы

Сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Министерства — партнеры, а не «диктаторы». Развитие самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования

1. Какие из предпринятых мер вы считаете наиболее значимыми для роста промышленного производства?

Развитие самофинансирования, так как это заставило предприятия использовать новые источники дохода

2. Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?

Да, существовали. Относительная самостоятельность при уловии местного контроля властей

3. Почему многие экономисты и историки считают реформу 1965 г. наиболее радикальной из всех проведенных при советской власти?

Реформа 1965 г. была относительно демократичной, направленной не на общее, а на индивидуальное развитие

4. В чем вы видите внутри- и внешнеполитические предпосылки свертывания реформы 1965 г.?

Снижение веса трудоспособного населения, истощение сырьевой базы и удорожание добычи полезных ископаемых, износ оборудования, рост военных расходов, низкое качество продукции и отсутствие выбора у потребителя

5. Кто в высшем политическом руководстве СССР выступал за экономическую реформу 1965 г. и кто против нее?

За выступали: В.С. Немчинов, С.Г.Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.

Против выступал: Н. В. Подгорный, причиной его негативного мнения является сопротивление реформе консервативной части Политбюро ЦК

Задание 4. По материалам учебника заполните таблицу и запишите ответы на вопросы

Последствия свертывания реформы 1965 г.

1. Какими объективными причинами руководство страны объясняло падение темпов экономического роста?

Уменьшение количества выпускаемой продукции, снижение товарного оборота

2. Какие причины такого положения дел можете назвать вы?

Монопольное положение заводов -> низкое качество. Дефецит товаров, ставки на сырьевые ресурсы

Задание 5. Посмотрите схемы и письменно ответьте на вопросы

1. Чем вы можете объяснить серьезную техническую отсталость СССР?

Экономическая изоляция, ориентиры на оборонную и космическую промышленность, отсутствие свободного обмена технологиями

2. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на рост строительных мощностей, СССР в 1984 г. построил столько же квартир, сколько в 1960 г.?

На строительство новых квартир элементарно не оставалось денег, упала цена на нефть, продолжалась война в Афганистане

3. Прокомментируйте изменение структуры экспорта из СССР. Чем это можно объяснить?

На строительство новых квартир элементарно не оставалось денег, упала цена на нефть, продолжалась война в АфганистанефБолее половины экспорта приходилось на энергоресурсы; доля машин и оборудования сократились. Причиной этому послужило отставание СССР от развитых стран

4. Что обусловило сокращение прироста реальных доходов населения СССР?

Сокращение прироста доходов обусловлено снижением цен на нефть, ростом населения и падением темпов сельскохозяйственного производства

5. Чем можно объяснить приведенные данные о доле фонда заработной платы в национальном доходе СССР и других стран? Как они согласуются с заявлениями Хрущева о построении к 1980 г. коммунизма в СССР и шестикратном превышении промышленного производства по сравнению с США?

Доля фонда оставалась низкой, что ротиворечило заявлениям Хрущева. Такой показатель можно объяснить спадом в экономике СССР

Задание 6. Заполните пропущенные строки

1. Из «брежневских» пятилеток наиболее удачной была 8-я , так как именно в это время объем сельского хозяйства вырос на 21%, промышленность составила 55.5%, доходы населения выросли в 1.5 раза

2. Крупнейшими новостройками 8-й пятилетки были Брянская, Красноярская, Саратовская ГЭС

3. Крупнейшими новостройками 9-й пятилетки были пятиэтажная Хрущевская застройка, Волжский автозавод

4. Крупнейшими новостройками 10-й пятилетки были автомобильный завод в Набережных Челнах, строительство БАМ

5. Главными причинами замедления темпов экономического роста СССР в 70-е гг. были исчерпанные ресурсы экономического существования

Неплодородное использование собственных площадей. Затраты на импорт. Снижение доходов государства и его экономического потенциала

1. В марте 1965 г. было объявлено о реформе:

1) образования 4) пенсионной системы

2) здравоохранения 5) налоговой системы

3) в сельском хозяйстве

2. В числе мер, направленных на подъем сельского хозяй­ства во 2-й половине 60-х гг., были:

1) повышены закупочные цены на сельхозпродукцию

2) твердые (на 6 лет) планы госзакупок зерна

3) увеличены капиталовложения в отрасль

4) установлены 50% надбавки за сдачу сверхплановых продуктов

5) верно все указанное

3. Реформируя сельское хозяйство, брежневское руковод­ство главный акцент делало на:

1) повышение роли Министерства сельского хозяйства, увеличение капиталовложений и списание долгов

2) непродуманную мелиорацию

3) химизацию почвы

4) производство дорогостоящей техники

5) строительство гигантских животноводческих комплексов

4. За 1966-1980 гг. на развитие сельского хозяйства было направлено почти 400 млрд. рублей, которые расходова­лись в том числе и на:

1) строительство гигантских животноводческих комплексов

2) дорогостоящую технику

3) непродуманную мелиорацию и химизацию почвы

4) верно все указанное

5) верно 1 и 2

5. Введение стабильных денежных окладов в колхозах стало важным социальным достижением, но обернулось:

1) усилением пьянства

2) ростом иждивенческих настроений

3) нарастанием дефицита товаров на селе

4) значительным обесценением денег

5) резко усилившимся оттоком населения из села

6. По мере свертывания линии на развитие заинтересован­ности в результатах труда в сельском хозяйстве к началу 80-х гг.:

1) колхозы и совхозы в целом оказались убыточными

2) освоенная пашня за 1964-1968 гг. сократилась на 22 млн га

3) потери сельхозпродукции составляли от 20% до 40 от урожая

4) страна с самыми богатыми черноземами оказалась са­мым крупным импортером зерна и продуктов питания

5) верно все указанное

7. В объявленной в сентябре 1965 г. реформе промышленности главными положениями ее стали:

1) изменения условий планирования

2) экономические стимулы

3) банковские регуляторы (кредиты, ценные бумаги и т. п.)

4) верно 1 и 2

5)верно 1 , 2 и 3

8. Реформа 1965 г. в сфере промышленности разрешала часть прибыли оставлять в распоряжении предприятий, для фонда:

1) материального поощрения

2) фонда социально-культурного и бытового развития (жилье, клубы, пансионаты)

3) самофинансирования производства

4) верно 1 и 2

5) верно 1 , 2 и 3

9. Управление промышленностью через отраслевые мини­стерства (вместо совнархозов) было восстановлено в... году:

1) 1964 2) 1965 3) 1966 4) 1967 5) 1970

10. За годы 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) в стране было построено около... крупных предприятий:

1) 1600 2) 1700 3) 1800 4) 1900 5) 2000

11. При всей ограниченности реформа 1965 г. в сфере промы­шленности дала немалый экономический результат, ибо уже в годы 8-й пятилетки (1966 -1970 гг.) объем промы­шленного производства вырос:

1) в полтора раза 4) в два раза

2) на 30% 5) на четверть

12. К концу 60-х гг. реформа в промышленности пошла на убыль главным образом из-за

1) чехословацких событий 1968 г.

2) директивной модели экономики, которая исчерпала свой ресурс

3) значительного роста военных расходов

4) резкого удорожания добычи полезных ископаемых

5) физического износа и морального старения оборудова­ния

13. Еще одну попытку (после 1965 г.) оживить директивную экономику руководство страны предприняло в... году:

1) 1977 2) 1978 3) 1979 4) 1980 5) 1982

14. Официальным оправданием снижения эффективности директивной экономики для брежневского руководства служили такие объективные причины, как:

1) ухудшение демографической ситуации

2) удорожание добычи полезных ископаемых

3) физический износ и моральное старение оборудования

4) увеличение оборонных расходов

5) все указанные

15. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический экс­перимент по ослаблению централизованного планирова­ния, который:

1) не дал никаких результатов

2) принес кратковременный успех

3) принес кратковременный успех, но прошел почти незамеченным

4) прошел почти незамеченным и был свернут из-за бо­лезни Андропова

5) был свернут из-за болезни Андропова, практически не начавшись

16. Партийная установка на «соединение достижений НТП с преимуществами социализма» прозвучала на:

1) XXIV съезде КПСС 4) XXVII съезде КПСС

3) XXVI съезде КПСС Пленуме ЦК КПСС

17. Руководство страны в 70-80-е гг, осознавало необходи­мость перехода к интенсивным методам в экономике, что выражалось в:

1) сокращении в четыре раза числа сооружаемых но предприятий

2) развитии роботостроения и микроэлектроники

3) наращивании атомного машиностроения

4) верно все указанное

5) верно 2 и 3

18. К началу 80-х гг. вручную работали 40% рабочих промышленности и 60% строителей, а в сельском хозяйстве процентов.

Слайд 2

План урока

  1. Аграрная реформа 1965 г. и её результаты;
  2. Реформы в промышленности;
  3. Научно-технический прогресс;
  4. Социальная политика.
  • Слайд 3

    Аграрная реформа 1965 г.

    Неудачи начала 60-х годов в экономике породили сомнения в эффективности административного диктата. Ещё при Хрущёве на страницах газет стали появляться дискуссии об экономических стимулах производства.

    Слайд 4

    Экономическая реформа 1965 г. – «Косыгинская реформа»

  • Слайд 5

    Аграрная реформа

    В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве, которая подразумевала меры по решению социальных проблем села и использование экономических стимулов труда.

    А.Н. Косыгин

    Слайд 6

    Основные положения реформы.

    • повышались закупочные цены;
    • устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок;
    • вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов;
    • увеличивались капиталовложения;
    • были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.
  • Слайд 7

    Аграрная политика

    Однако, власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства, которое должно планировать и руководить аграрным сектором.

    Слайд 8

    Аграрная реформа

    Огромные средства тратились крайне неэффективно. Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.

    Дождевая установка

    Слайд 9

    Итоги

    • введение стабильных денежных окладов колхозников;
    • убыточная деятельность колхозов и совхозов;
    • сокращение пашни на 25 млн.га.

    Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.

    Слайд 10

    Реформы в промышленности

    В сентябре 1965 года началась реформа в промышленности, пытающаяся соединить совершенствование хозяйственного механизма и экономическое стимулирование работника.

    Слайд 11

    Достижения

    Главное положение – изменение условий экономического стимулирования, сокращение до минимума число планируемых показателей. Вместе с тем сохранялись жёсткие нормативы и вводились новые показатели качества продукции.

    Слайд 12

    Создан фонд экономического стимулирования

    • Фонд материального поощрения;
    • Фонд бытового развития;
    • Фонд социально-культурного развития.
  • Слайд 13

    Слайд 14

    Реформы в промышленности

    За годы восьмой пятилетки объём промышленности вырос в 1,5 раза. Было построено около 1900 крупных предприятий, в том числе и ВАЗ в Тольятти. НО к концу 60-х годов ход реформы приостановился.

    На конвейере ВАЗа

    Слайд 15

    Поработаем с таблицей на стр. 300. Какие особенности экономического развития страны в 1965 – 1985 гг. она позволила установить?

    Слайд 16

    Прочитайте п. на стр. 300 - 302 и ответьте на вопрос: « Почему наметился спад производства?»

    Слайд 17

    Научно – технический прогресс

    В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».

    Ответь на вопрос теста Какие признаки характеризуют политическую систему СССР в 1970-е- середине 80-х гг.? 1) отсутствие жёсткого идеологического контроля в обществе 2) осуществление на практике принципа разделения властей 3) отказ от критики культа личности Сталина 4) рост и укрепление бюрократического аппарата - Какие ещё признаки политической системы в 1970-е- середине 80-х гг.? вы можете назвать? Правозащитное движение? (р.т.2)


    Ответь на вопрос теста В «брежневской» Конституции, в отличии от «сталинской» 1) содержался перечень основных прав советских граждан 2) СССР объявлялся государством диктатуры пролетариата 3) закреплялась руководящая роль КПСС в советском обществе 4) закреплялось федеративное устройство страны Какие ещё черты «брежневской» Конституции вы можете назвать. Почему многие статьи Конституции только провозглашались?








    § 44 (повторить), понятия, даты знакомство с § 46,вопросы () -продумать Р.т.(1-5) – письменно, Задание на урок.






    Основные положения реформы (р.т.2) 1) повышались закупочные цены(20%) 2) устанавливался на 10 лет твёрдый план государственных закупок 3) вводилась 50% надбавка к основной цене за сверхплановую продажу продуктов 4) увеличивались капиталовложения(30%бюджетных средств) 5) были ослаблены ограничения на личное подсобное хозяйство.


    Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 1. Власть по-прежнему делала акцент на повышение роли Министерства сельского хозяйства., которое должно планировать и руководить аграрным сектором.


    Аграрная реформа (у). 2. Огромные средства тратились крайне неэффективно. Почему? Часть расходовалась на строительство гигантских комплексов, часть – непродуманную мелиорацию и химизацию почвы.


    Почему аграрная реформа не дала необходимых результатов?(у) 3. Главное все изменения не затрагивали принципиальных основ колхозной системы - отношений собственности, подлинной заинтересованности колхозников в результатах труда не было.


    Итоги: Введение стабильных денежных окладов колхозников обернулось ростом иждивенческих настроений. Убыточная деятельность большинства колхозов и совхозов Сокращение пашни на 25 млн.га Страна, обладавшая богатейшими залежами чернозёмных земель, стала самым крупным импортёром зерна и продуктов питания.


    Экономическая реформа 1965 г. – «Косыгинская реформа».(р.т) Наследие Хрущева: Ликвидировано деление органов по отраслевому принципу Отменены совнархозы и восстановлены министерства Изменена система планирования при расширении прав предприятий Отменены многие хрущевские «нововведения» Стимулирование труда Введение экономических методов хозяйствования Хозрасчёт Учитывалась местная инициатива гг. – Восьмая пятилетка – наилучшие показатели развития страны в Советский период


    Меры в промышленности (р.т.3) Восстановление отраслевого управления (восстановление министерств); Перевод предприятий на хозрасчет (самоокупаемость); Главное. Изменение условий планирование – 1) выполнение плана выражалось не в валовых показателях, а в объеме реализованной продукции; 2) Сокращение количества отчетных показателей. Наряду с сохранением жёстких нормативов по объёму продукции, вводились новые показатели качества продукции


    Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?(р.т.3-2) Сентябрьская реформа 1965 г. пыталась ввести в действие материальные стимулы, т.е. командно- административное регулирование дополнить экономическим, тем самым совершенствовать хозяйственный механизм. Цель- усилить заинтересованность предприятий в перевыполнение плановых заданий.










    Результаты в промышленности Сначала реформа дала немалый результат, с 1966 – 1970 гг. Но уже к концу 1960-х реформа, притом, что ее никто не отменял, пошла на убыль. Докажите (р.т.4) Какими объективными причинами руководство страны падение темпов экономического роста? (р.т.4-1) (у. 288)




    Причины свертывание реформы Противодействие преобразованиям со стороны высшей номенклатуры (господствующий слой руководства партией и страной) (учебник 289) Противоречие идеологическим установкам; Непоследовательность и не комплексность самой реформы. « Косыгинская реформа » не сумела предотвратить появления к концу 60-х гг. негативных тенденций в советской экономике.








    Научно – технический прогресс (р.т.5) В 1960-е гг.советская наука добилась огромных успехов, особенно в областях, связанных с обороной. Активно осваивался космос. Началось использование нового космического корабля «Союз», была создана орбитальная станция «Салют», «Луна -9» в 1966 г. впервые совершила мягкую посадку на поверхность Луны, «Луна-16»доставила на Землю образцы лунного грунта, «Луноход-1» совершил поход по лунной поверхности. В 1975 г.состоялся полет по программе «Союз-Аполлон».


    В 1965 г.был создан транспортный самолет «Антей». В 1975 г. началась эксплуатация сверхзвукового пассажирского самолета ТУ В 1976 г. появился 1-й советский «аэробус»-Ил-86. В 1975 г. начался выпуск карьерных самосвалов БЕЛАЗ-110.


    Социальная политика(р.т.5- 2) За 20 лет число горожан выросло со 130 до 180 млн. чел. численность жителей села снизилась со 105 до 96 млн. чел. В Нечерноземье села пришли в запустение. Число лиц с высшим и средним образованием составляло 70%. Резко обострился жилищный вопрос,в республиках средней Азии появилась скрытая безработица. По продолжительности жизни СССР занимал 35-е место в мире, а по детской смертности- 50. Нехватка продовольствия привела к введению в ряде районов страны карточной системы.



    Хозяйственный « застой ». Факты. 1. Советская экономика оставалась по преимуществу на индустриальной стадии, в то время как экономика ряда стран мира поднялась на стадию научно-индустриальную 2. С 1970-х годов началось снижение основных экономических показателей: темпов прироста национального дохода, роста производительности труда. 3. Свёртывание социальных программ в 1980-е гг., финансирование социальной сферы по остаточному принципу. 4. Удельный вес отраслей, определяющих научно-технический прогресс в народном хозяйстве (машиностроение, металлообработка, химия и нефтехимия и др.) был значительно ниже, чем в индустриально- развитых странах. 5. К 1985 г. в СССР было несколько десятков тысяч компьютеров и ЭВМ (в то время как в США – 1, 5 млн новейших ЭВМ и 17 млн. персональных компьютеров) 6. К началу 80-х г. в СССР продолжали работать вручную 40% промышленных рабочих, 75% работников сельского хозяйства.


    Хозяйственный « застой » Усиление гонки вооружений Хронический дефицит промышленных и продовольственных товаров Импорт зерна и продовольствия Экспорт топлива и полезных ископаемых Добывающий и топливно-энергетический, ВПК становятся приоритетом развития промышленности

    Открытый урок по теме:

    « Экономика «Развитого социализма»

    учителя МОУ «СОШ «ЛЦО» Всеволожского района Ленинградской области

    Варава Ирины Михайловны

    Класс: 9-а 19.02.2014

    Предмет: история

    Цели урока:

    Раскрыть главные результаты экономического развития СССР в 1965-1985гг. Подвести учащихся к пониманию причин наступающего экономического кризиса в СССР

    Развивать познавательный интерес к предмету через использование информационных технологий и цифровых ресурсов.

    Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.

    Тип урока: Проблемный

    Форма проведения: занятие с использованием ПК, I-Pad и мультимедийного учебника “История России. ХХ век” Антоновой Т.С., Харитонова А.Л., Данилова А.А., Косулиной Л.Г. М.2010.

    Методы обучения: наглядно-иллюстративный, поисковый, исследовательский.

    На уроке формируются компетенции:

    • информационные,
    • учебно-познавательные,
    • коммуникативная,
    • ценностно-смысловая.

    Учебное оборудование: ПК,I -Pad, учебник, мульитимедийный учебник (диск № 4),

    Основные даты:

    март 1965 г. - провозглашение на Пленуме ЦК КПСС реформы аграрного сектора экономики;

    сентябрь 1965 г. - принятие Пленумом ЦК КПСС основных направлений реформы промышленности;

    1979 г. - реформа хозяйственного механизма.

    Термины:

    *Товарный голод

    *Экономический застой

    *Дефицитная экономика

    *Экстенсивное развитие

    *Интенсивное развитие

    Ход урока.

    I. Организационный момент

    Проверка готовности к уроку;

    Постановка целей и задач урока.

    II. Проверка знаний

    Использование I Pad для тестирования по теме: «Консервация политического режима»- 2 чел

    Индивидуальное задание по I-Pad «Анализ документов»-1 чел

    У доски: -Перечислить основные противоречия политического режима 1965-1985 -1челг(письмен)

    Устно: Охарактеризовать основные статьи Конституции «Развитого социализма»-1чел

    Фронтально с классом:

    Вопросы:

    1. Почему период 1965-1985 гг. называют золотым веком номенклатуры.
    2. Какие новые черты в общественно-политическом развитии проявились в этот период?
    3. Какие пути реформирования экономики предлагались в 50-60 гг.
    4. Оцените реформу сельского хозяйства, предпринятую Хрущевым. Покажите ее положительные и отрицательные стороны. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 50-х гг. и ухудшение в начале 60-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
    5. Что нового появилось в развитии промышленности при Хрущеве?
    6. В чем заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущева?

    III. Изучение нового материала

    1. Аграрная реформа 1965г и ее итоги
    2. Содержание и итоги экономической реформы в промышленности.

    3. Научно- технический прогресс.

    4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    (Рассказ учителя с опорой на тематическую презентацию)

    Цель реформы:

    1) изменение условий планирования и усиления экономического стимулирования;

    2) преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки:

    • рост капиталовложений и незавершенного строительства;
    • массовое производство изделий, не находивших сбыта;
    • несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы;
    • нарастание бумаготворчества.

    Проблемное задание . Что собой представляла советская экономика в 1965-1985 гг.: расцвет или застой? Объясните свою точку зрения.

    Сущность и основные направления реформы.

    Работа с содержание реформ по вариантам:

    Фронтальное подведение итогов по вариантам

    2 чел- эксперты (числа сильных уч-ся) работают индивидуально с I Pad и дополнительными материалами из Интернета над таблицей:

    « Объективные и субъективные причины экономического застоя в 1965-1985г»

    Работа с материалами компьютерного учебника: CD-4.

    Ход и итоги реформы в сельском хозяйстве

    В ходе изучения видеоряда медиаучебника учащимся предлагается выписать в тетрадь основные направления аграрной реформы:

    1. Решение социальных проблем села.

    2. Частичное использование экономических стимулов к труду:

    а) повышение закупочных цен,

    б) установление на 6 лет твердого плана государственных закупок,

    в) введение 50%-ой надбавки к основной цене за сверхплановую продажу продуктов,

    г) увеличение капиталовложений в сельское хозяйство.

    3. Ослабление ограничений на личное подсобное хозяйство.

    Проверка выполнения задания.

    1.В чем причины такой низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях в сельское хозяйство?

    2.С учетом предыдущего исторического опыта (в том числе советского периода) укажите рычаги, которые могли бы в значительной степени повысить рентабельность аграрного производства.

    3.Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на огромные, постоянно увеличивавшиеся ассигнования на развитие сельского хозяйства, в стране год от года нарастал дефицит продовольствия?

    4.Каким образом власти пытались решить проблему нехватки продовольственных товаров?

    Ход и итоги реформы в промышленности

    При рассмотрении вопросов реформы в области промышленности следует обратить особое внимание учеников на поиск внутренних противоречий в реформе 1965 г.

    В ходе просмотра учащимся предлагается выписать основные направления реформы:

    • изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования;
    • введение и новых показателей, призванных обеспечить ее качество;
    • сокращение до минимума числа планируемых показателей, наряду с сохранением жестких нормативов по объему продукции;
    • разрешение оставлять в распоряжении предприятий части доходов, которая делилась на три фонда: фонд материального поощрения, фонд социально-культурного и бытового развития (строительство жилья, клубов, пансионатов и др.), фонд самофинансирования производства;
    • восстановление управления промышленностью через отраслевые министерства;
    • сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Право корректировки утвержденных планов предоставлялось самим предприятиям.

    (Проверка выполнения задания.)

    Работа с диаграммой с.300 учебника. Задание: Проанализируйте диаграмму. Какие особенности развития страны в 1965-1985гг. она позволяет установить?

    Среднегодовые темпы прироста основных показателей экономического развития, в %

    Далее, в ходе беседы с учащимися, выделяются основные причины свертывания экономической реформы 1965 г.и заполняется таблица «Объективные и субъективные причины свертывания экономической реформы 1965 г.»:

    ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИТОГОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ЭКСПЕРТОВ

    После заполнения таблицы учащиеся отвечают на вопросы: каковы причины падения темпов экономического роста страны? Какие из них вы считаете основными? Почему?

    Научно-технический прогресс.

    В какую стадию развития вступил в начале 70-х годов Запад?

    Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

    Назовите установку XXIV съезда КПСС об НТП.

    Как на деле происходило соединение достижений НТП с преимуществами социализма?

    Укажите положительные тенденции в это время.

    Какие недостатки имели место быть в СССР в 70-80-х годах?

    Почему к 80-м годам ситуация обострилась? Сделайте оценочный вывод.

    Анализ социальной политики.

    После просмотра видеоряда медиаучебника учащимся предлагается ответить на вопросы:

    Докажите, что жизнь советских людей в 70-е годы относительно улучшилась.

    В чем причины улучшения жизни?

    Как и почему изменилась ситуация к 80-м годам?

    За счет чего могли поддерживать имидж великой державы?

    IV. Закрепление.

    Проводится по материалам тестового контроля медиаучебника

    Выполнение проблемного задания.

    V. Домашнее задание: § 44.

    VI. Подведение итогов урока.

    План: Аграрная реформа 1965г и ее итоги Содержание и итоги экономической реформы в промышленности. 3. Научно- технический прогресс. 4. Сущность нарастания застойных явлений в социально-экономической сфере (итоги сворачивания реформ).

    Основные понятия: Товарный голод Экономический застой Дефицитная экономика Экстенсивное развитие Интенсивное развитие

    Л. И. Брежнев А. Н. Косыгин Лидеры реформ

    Основные даты: Март 1965 года – аграрная реформа Сентябрь 1965 года – реформа в промышленности 1979 – реформа хозяйственного механизма

    Результаты сворачивания реформ На основе анализа диаграмм определите результаты сворачивания реформ 1965 г. Национальный доход Промышленной производство Сельскохозяйственное производство Производительность труда Реальные доходы на душу населения %

    Результаты сворачивания реформ %

    Вывод урока: Период 70-х – первой половины 80-х годов – социально-экономический застой в стране, характеризующийся: Развитием экономики по экстенсивному пути Усилением централизованного управления Возвратом к количественным показателям, а не качественным

    Домашнее задание: § 44 + ТЕТРАДЬ ДОП. ЗАДАНИЯ: Составьте презентацию

  • Похожие публикации