Политическая деятельность ее субъекты и объекты. Понятие политики

Это дело каждого или удел избранных? Может ли общество существовать без власти?

ПОЛЕЗНО ПОВТОРИТЬ ВОПРОСЫ:

Деятельность, виды деятельности.

Политика - это особая сфера человеческой деятельности. Изучая историю, вы, вероятно, заметили, что когда говорят о политике, то всегда имеют в виду связь этого понятия с властью, государством, управлением делами общества. Иными словами, в сферу политики входят и политические организации (правительство, парламент, партии и т.п.); и задачи, которые разные социальные группы стремятся решить, используя власть; и политический процесс, идущий через конфликты и сотрудничество и включает меры для сохранения стабильности в обществе и реформы.

ПОЛИТИКА КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Наука предлагает различные определения политики. Приведем два из них:

1. Политика - это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью укрепления политической власти или ее завоевания специфическими методами.

2. Политика является особой разновидностью деятельности, связанным с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.

Вдумайтесь в эти определения, сравните их. В них вы сможете увидеть, во-первых, деятельностный характер политики; во-вторых, особую роль в этой деятельности больших социальных групп; в-третьих, связь их деятельности с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.

Политическая деятельность включает в себя государственное управление, то есть такое влияние на общество, на те или иные стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и влияние политических партий на ход общественных процессов и принятия государственных решений. Партии и другие политические объединения, с одной стороны, связанные с различными социальными группами, опираются на их поддержку, а с другой - выражают интересы и стремления этих групп, осуществляют давление на правительство или участвуют в выработке государственных решений.

Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть как сотрудничество, союз, взаимная поддержка, так и противостояние, конфликт, борьба.

В результате взаимодействия участников политической жизни, выполнения политических и решений развивается политический процесс, то есть цепь политических событий и состояний, которые меняются со временем. На смену одному политическому строю приходит другой, вместо правительства, ушедшего в отставку, приходит новый, проводятся реформы и контрреформы, вступают в силу и ослабевают народные движения, идут с политической арены одни политические партии и рождаются другие, состояние политической стабильности меняется усилением напряженности в обществе, возникают новые политические ситуации, каждая из которых своеобразна, неповторима. Все эти явления не замкнуты лишь в собственно политической сфере, они влияют на экономику, социальную жизнь, культуру, на все общество.

СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Вы помните, что в любой деятельности различаются субъект и объект.

Субъекты политики - это, во-первых, большие социальные сообщества, к которым можно отнести социальные группы и слои, классы, нации и т. Например, накануне революции XVIII в. во Франции в политическую деятельность активно включился "третье сословие" (вспомните, какие социальные группы в него входили). А в середине XX в. на политическую жизнь Франции заметное влияние оказала борьба студенчества.

Во-вторых, субъекты политической деятельности - это разные политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения). Вспомним: в курсе истории рассматривается политика разных стран. Государство - это политическая организация, которая управляет совместной деятельностью и отношениями людей в целях сохранения целостности общества и поддержания порядка; обеспечивает в классовом обществе подчинение господствующему классу; является источником правовых норм, регулирующих жизнь общества. Государство осуществляет власть и проводит политику правящих социальных сил. ей характерные признаки: наличие государственных органов (законодательный орган, правительство и другие звенья аппарата управления, суд и т.п.), реализующие функции власти; наличие слои людей, профессионально занимающихся управлением; территория, на которую распространяется власть этого государства; суверенитет, то есть исключительное право официально представлять все общество внутри страны и за рубежом, издавать законы и осуществлять правосудие.

Вы также знакомы и с историей политических партий (демократы и республиканцы в США; консерваторы, либералы и лейбористы в Англии). Каждая из этих партий разрабатывала собственный политический курс, стремилась расширить число своих сторонников, отстаивала свои политические требования в парламентах или других представительных органах. Субъектами политики могут стать и такие организации, возникновение которых было вызвано другими, неполитическими потребностями

(например, церковь, профсоюзы), но при определенных условиях приобщаются к политической деятельности.

В-третьих, субъектами политической деятельности являются политические элиты. Когда произносят слово "элита", то в повседневной речи имеют в виду лучших представителей общества или его части. Однако понятие "политическая элита" имеет и другое значение. Представим себе ситуацию, когда Какая-нибудь массовая политическая партия приходит к власти. Означает ли это, что десятки тысяч членов этой партии будут непосредственно принимать государственные решения, управлять страной? Очевидно, что лишь сравнительно небольшая группа лиц фактически разрабатывает политический курс, отдает приказы. Точно так же, когда говорят, что к власти пришла промышленная буржуазия, это не значит, что все промышленники будут фактически осуществлять власть. На самом деле у государственного руля окажется лишь небольшая часть представителей этой социальной группы.

Итак, правящая политическая элита - это сравнительно немногочисленная группа лиц, которая концентрирует в своих руках власть, осуществляет политическое руководство обществом, определяет цели и пути политического развития, принимает политические решения. В нее входят высшие лица исполнительной власти, депутаты от партий, победивших на выборах, партийные лидеры. Несколько сотен таких политических деятелей объединены примерно одинаковым положением в системе власти, сходными функциями, общностью политических взглядов.

В-четвертых, субъектами политики являются личности. На первый взгляд кажется, что речь идет только о выдающихся личностей, политических лидеров. На самом деле каждый человек прямо или косвенно связана с политикой, даже тот, кто считает себя "вне политики". Ведь и такой человек вынужден выполнять политические решения власти, а если она игнорирует их, то вступает в конфликт с властью, опять-таки в определенные политические отношения.

Немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920) рассматривал три степени вовлеченности в политическую деятельность. Политиками «по случаю» есть все, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, одобряем или протестуем на «политических» собрании, произносим "политическую" речь и тому подобное. Политиками "по совместительству" является в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые по общему правилу занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным делом жизни ни в материальном, ни в идеальном плане. Сюда же относится и часть членов парламента, работающих "на политику" только во время парламентских сессий.

Профессиональными политиками те, кто живет "для политики" или "за счет политики" и "политикой". Иными словами, это профессиональные политические деятели, для которых политика главное занятие их жизни и главное условие их материального благосостояния.

Чем же определяются степень и пределы политической деятельности того или иного члена общества? В большей степени они зависят от объективных условий. Прежде всего от существующих в обществе политической и правовой систем, которые определяют допустимые нормы политической активности; от наличия или отсутствия социальных барьеров и ограничений активности личности (например, групповых привилегий, различных цензов - имущественного, образовательного, оседлости и т.п.). К объективным условиям следует также отнести общественное положение личности и связанные с этим шансы на успех в политике. Наконец, активность личности может расти в конфликтных политических ситуациях, затрагивающих его интересы.

Наряду с объективными условиями на политическую деятельность человека накладывают отпечаток ее личные качества. К ним можно отнести и уровень овладения теми обязанностями, диктуемых общественным положением личности; и собственные усилия и умения вести политическую деятельность; и политическую культуру личности, ее политические ориентации, систему ценностей; и мотивацию деятельности, возможности и амбиции личности. Итак, субъектами политики выступают личности, социальные группы, политические организации, политические элиты.

Обратимся к вопросу об объектах политики. Вы, наверное, знаете, что различается политика внутренняя и внешняя. Какой же объект каждой из них? Нетрудно понять, что внутренняя политика имеет своим объектом общество в собственной стране, а внешняя - мировое сообщество, международные отношения, то есть отношения с другими странами. В зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, национальную, демографическую, молодежную, экологическую, культурную, кадровую политику. В свою очередь, в экономической политике выделяют научно-техническую, структурную, аграрную, инвестиционную, финансовую, внешнеэкономическую (вероятно, вы сами сможете назвать объекты каждого из названных направлений политики).

Рассмотрев объекты политической деятельности, можно сделать вывод, что политика влияет на все общество, на все стороны его жизни. Отсюда следует вывод об огромном значении политической деятельности в развитии общества.

Или все средства хороши?

Политическая деятельность, как и любая другая, предполагает определение ее целей. Они делятся на долгосрочные (их называют стратегическими) и текущие цели. Цели могут быть актуальными, приоритетными и неактуальными, реальными и нереальными. Насколько актуальна, с одной стороны, и реальная, с другой, та или иная цель, можно ответить только путем полного и точного анализа основных тенденций общественного развития, назревших социальных потребностей, расстановки политических сил, интересов различных социальных групп.

Особое значение имеет вопрос о наличии средств, с помощью которых можно реализовать намеченные цели. Мы уже обращались к вопросу о соотношении целей и средств. Относительно политической деятельности этот вопрос рассматривал выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли (1469-1527). "Есть лишним говорить, - писал он, - насколько похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем из опыта, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не пытался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца такие обладатели в результате процветали больше, чем те, кто ценил честность... Следует понимать, что обладатель, особенно новый, не может исполнять все то, за что люди считают прекрасными, потому что ради сохранения государства он часто бывает вынужден идти против своего слова, против милосердия, доброты и благочестия. Поэтому в душе он всегда должен быть готов к тому, чтобы сменить направление, если события наберут другой оборот или в другую сторону "подует ветер фортуны", то есть, как было сказано, по возможностью не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла ".

Итак, политический деятель («обладатель»), как считал Н. Макиавелли, "ради сохранения государства" может нарушить данное слово и вообще "не чураться и зла". И в наше время есть политические деятели, которые, рисуя светлый образ провозглашаемых целей, оправдывают использование для их достижения совсем не лучшие средства. Особенно неразборчивые в средствах экстремистские (т.е. привержены к крайним взглядам и мерам) организации. Борясь за свои политические цели, они считают возможным захватить самолет с пассажирами, которые никакого отношения к их проблемам не имеют; устроить взрыв где-нибудь в людном месте, где погибнут люди, которые случайно там оказались; братья и убивать заложников.

Формуле "цель оправдывает средства" противостоит другой взгляд на соотношение политики и морали: подчинить политику нравственности. Однако многие ученые отмечают, что политическому деятелю нередко приходится выбирать: либо для предотвращения опасности проводить жесткие меры, которые не вполне соответствуют "абсолютной морали", или своим бездействием создать проблемы для общества. Моральная граница, которую нельзя переступить, сегодня отражена в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве.

Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.

Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык.

Политические отношения могут устанавливаться между различными агентами и сторонами.

Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий.

Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.

Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:

– отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;

– социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;

– политические институты – государство, политические партии, общественные движения;

– международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и т. д.

Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность.

Объектами политических отношений могут быть:

политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;

– политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;

– правовое государство и гражданское общество;

– формы правления и территориального устройства;

– типы избирательных систем, выборный процесс;

– политические конфликты и способы их разрешения;

– современные политические технологии;

– международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.

Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.

Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.

Для развития социального субъекта в политический необходимы три условия: политическое сознание – осознание интересов целого и самосознание, т. е. понимание своего места, роли в системе политических отношений; самоорганизация – осознание возможностей и последствий своих политических действий; активность – организация себя как целого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих интересов.

Субъектами политики являются те участники политической жизни, которые способны формулировать и реализовывать собственные цели. К субъектам политики относятся: личности, классы, социальные слои, политические институты, этносы, демографические и конфессиональные группы, имеющие и реализующие в политической деятельности свой социально-политический интерес.

Личность является политическим субъектом специфического рода. Именно личность, ее интересы ценностные ориентиры и цели являются движущим началом политической активности наций, классов и т. д. В политологии личность рассматривается в трех аспектах:

1) индивидуальные психофизические особенности человека, специфические привычки, стиль поведения и т. д. (основное внимание уделяется политическим лидерам);

2) как представитель группы: статусной, профессиональной, классовой, социально-этнической, а также как исполнитель заданной политической роли избирателя, члена партии, министра (не позволяет отразить автономию и активность индивида как субъекта политики);

3) как самостоятельный, активный участник политической и общественной жизни, обладающий свободой воли и уникальными в своем роде чертами обладающий политическим статусом гражданина (человек обычно взаимодействует с властью, выполняет определенные политические обязанности и выступает субъектом или объектом воздействия политики).

Уровни субъектов: а) социальный: включает в себя индивидов и различные социальные слои (личность, нацию, класс, профессиональную группу и т. д.) б) институциональный: охватывает государство, партии, профсоюзы, политические движения; в) реже выделяют третий – функциональный – уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач.

Объект в политике – это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.

Субъект и объект в политике взаимозаменяемы: одна и та же социальная группа может одновременно выступать и субъектом, и объектом, и могут меняться местами. Но они и взаимозависимы: объект оказывает влияние на субъект, определяя методы и способы воздействия, задавая алгоритм политической деятельности субъекта, и одновременно действия субъекта способны изменять объект.

Проблема субъекта и объекта политической деятельности является проблемой определения ролей участников политического процесса, их взаимоотношений, интересов, силы и влияния, способности бороться за власть и осуществлять политический курс. Особенность политики заключается в том, что возможны взаимопереходы субъекта и объекта, т. е. субъект политики может быть ее объектом и, наоборот, объект политики превращается в субъекта.

Политическое управление и власть служат средством обеспечения совместной, согласованной деятельности всех социальных общностей, политических институтов, всех членов общества по осуществлению их общих потребностей и интересов. Отсюда вытекает, что общество, социальные общности являются объектами политики. Люди, социальные группы, партии, движения, организации, испытывающие на себе воздействие государства, общества, являются также объектами политики.

Субъекты политической деятельности - это участники политического процесса, действующие свободно и самостоятельно. Под свободой понимается возможность субъекта самому выбирать цели, средства их достижения. Без свободы выбора нет свободы действий. Самостоятельность означает, что у субъекта есть свои потребности и интересы, которые выделяют его среди других субъектов и им осознаются. Субъектами политической деятельности становятся группы людей, когда они обретают определенные политические качества.

В обществе действуют политические субъекты разных уровней. Народ, составляющие его большие социальные группы (страты, классы, нации) являются первичными субъектами, поскольку в демократическом обществе народ - источник государственной власти. Он осуществляет свою власть непосредственно и через государственные и другие политические институты.

Государство, политические партии, движения, другие общественно- политические институты и организации являются вторичными субъектами. Они вторичны, потому что действуют от имени народа.

Политические элиты, политические лидеры, бюрократия составляют третий вид политических субъектов. Они третичны, так как реализуют свои роли через политические институты и организации. Это узкая группа лиц, которая принимает политические решения и проводит их через политические институты. Взаимодействие субъектов политики определяется типом политического режима.

Политические субъекты первого вида определяют все другие. Политические институты, элиты, лидеры выступают и политическими субъектами, поскольку выражают общие интересы народа, нации, социальной общности. Государство представляет общество, а также интересы тех или иных социальных групп. Партии интегрируют интересы определенных слоев населения и реально существуют, пока выражают и защищают их в своих политических программах и практической деятельности. Политические лидеры воспринимаются массами и партиями в качестве таковых при условии, что они осознают их стремления, интересы, волю и предлагают соответствующие решения.

Участие субъектов в политике может быть стихийным и сознательным. Стихийный процесс - это процесс, не контролируемый людьми. Он проявляется, как правило, в связи с резким ухудшением их положения. Спонтанные, стихийные действия нередко используются определенными кругами для достижения своих эгоистических, амбициозных целей. Поэтому они носят деструктивный характер. Стихийность говорит о неразвитости человека, движения, о их недостаточной организованности. В то же время стихийность выступает показателем жизненности социального движения, неудержимого напора масс. Сегодня очевидно, что задуманный в России «плановый» демонтаж командной системы превратился в беспорядочное стихийное разрушение.

Сознательно регулируемой политическая деятельность может быть, если она осуществляется в соответствии с заранее поставленной задачей.

Выяснение проблемы "субъект и объект политики" имеет принципиальное значение как в общеконцептуальном плане, так и в плане определения сущности составляющих элементов политики.

Субъект политики - это действующее лицо, социальная группа или организация, которые, имея определенные интересы, используя определенные средства, проявляют себя в сфере политики. Относительно этого существуют различные взгляды. Одни вообще не склонны отдельно рассматривать субъекты политики, считая целесообразным сосредоточиться на проблемах власти, политической системы, политических решений, действий и т.д.; некоторые субъекты упоминаются при этом вскользь, без раскрытия их характерных признаков. Другие употребляют термин "субъект" в отношении лишь отдельных субъектов - таких, как лицо, социальные сообщества, оставляя без внимания другие, а это не дает возможности выявить специфику и роль всех субъектов в политическом процессе.

Между тем есть необходимость не только дать полный перечень действующих лиц в сфере политики, но и выявить степень и особенности включения каждого из них в политическую жизнь.

Субъектами политики являются: лицо, политические лидеры, политическая элита, социальные сообщества, этнонациональные сообщества, общественные движения, общественные организации, политические партии, регион, государство.

Кроме понятия "субъект политики", в политологии существует и понятие "объект политики", которое тесно связано с понятием "субъект" и которое требует специального рассмотрения.

Объект политики - это лицо, группа общества или организация, на которые влияет субъект политики. Иными словами, субъекты политики, перечень которых дан выше, являются и объектами политики. Следует отметить или выделить присущую им всем признак: субъекты является одновременно и объектами политики, а объекты - субъектами. Объясняется это реально существующими в обществе факторами.

Первый из них заключается в том, что субъект политики действует не в некоем вакууме, а во вполне конкретных условиях данного государства: на него влияют состояние экономики и культуры, общественные отношения и др. и в своей деятельности он не может не учитывать этого влияния, становясь, таким образом, объектом политики.

Стоит учесть и другой фактор: в своей деятельности субъект политики встречает не только поддержку тех сил, которые разделяют его взгляды и намерения, но и противодействие других субъектов политики, которые не согласны с его намерениями и действиями и сами проявляют политическую активность. И в условиях поддержки, и в условиях противодействия субъект политики становится объектом политики.

Тот факт, что субъекты политики существуют в диалектическом единстве, имеет большое значение для понимания любой политической события: только рассмотрение деятельности политического субъекта и объекта, на который влияют другие субъекты, дает возможность достаточно полно выяснить причины, характер и последствия политической деятельности. С учетом такого единства уместно дать классификацию субъектов и объектов политики.

Лицо - это первоначальный субъект и объект политики.

Политический лидер - это персонифицированный субъект и объект политики, способен существенно влиять на политические процессы и в то же время вынужден учитывать влияние среды, в которой он действует.

Политическая элита - это группа лиц или прослойка общества, которые стоят у власти или противодействуют власти; их деятельность имеет решающее значение для выработки и осуществления государственной политики.

Социальная общность - это основной субъект и объект политики, ведь политика осуществляется в интересах или же вопреки интересам больших групп общества.

Этнонациональная сообщество - это субъект и объект политики, основанной на идее национального самосознания, которая проявляется в определенной степени и которую поддерживает или подавляет власти.

Общественное движение - это неформальный субъект и объект политики, который возникает и проявляет себя как отклик на потребности общества и отдельных его частей.

Общественная организация - это устоявшийся, сформированный субъект и объект политики, который способствует развитию трудовой, социальной и политической активности и самодеятельности своих членов, защищая их интересы.

Политическая партия - это политизирован, коллективный субъект и объект политики, который имеет свою платформу и четкую структуру, он включен в политические процессы и имеет склонность к взятию власти.

Регион - это своеобразный в пределах государства субъект и объект политики, который сочетает в себе и общегосударственные и местные признаки и интересы.

Государство - это официально признанный субъект и объект политики, который действует через свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обеспечивает жизнедеятельность общества во всех его сферах и является объектом для всех предыдущих субъектов политики.

Каждый субъект и объект политики проявляет себя в сфере политической жизни не только как такой, что имеет специфические для данной категории черты и свойства, но и такой, что несет и обнаруживает черты и свойства других субъектов и объектов. Другими словами, не существует субъекта или объекта в "чистом" виде, и поэтому рассмотрение их как отдельных категорий является условным и нужен только для характеристики особенностей каждого.

Лицо как первичная ячейка общества является одновременно и составной частью определенной социальной или етнонаціональиої сообщества, нередко участником общественного движения, общественной организации или политической партии. И лицо, и, тем более, политический лидер, кроме всего этого, выходят на уровень категории "государство", имея отношение к формированию законодательных органов и к формированию государственной политики. Причастность к социальной или етнонаціональиої сообщества становится основой для вхождения в определенное движение, в организацию, партию и др.

Можно проследить и обратное воздействие, обратная связь. Осознание причастности к определенной социальной или этнонациональной сообщества, движения, организации или партии влияет на выработку вполне конкретных личных качеств у человека.

Конечно, что один и тот же носитель черт и свойств (личность, общество и др.) проявляет себя и как субъект, и как объект не всегда одинаково. Все зависит от обстоятельств, в которых разворачивается его политическая деятельность.

Взять хотя бы лицо. Еще древние мыслители по-разному понимали ее возможности в политических делах. Платон, например, считал, что политика доступна лишь "мудрым", философам от рождения, что она - "царское искусство" и простым людям не доступна. Аристотель, напротив, рассматривал человека как существо политическое, потому что, по его утверждению, "за пределами политики живут только звери и боги". Таким образом, соотношение "субъект - объект" толковалось в первом случае как отрицание способности обычного человека проявить себя в политической сфере, а во втором - как обязательность, неотвратимость участия каждого в политике.

Все последующие исторические эпохи дают неоспоримое подтверждение того факта, что власти пытались отстранить человека от политики, а человек стремился через участие в политических процессах отстаивать свои интересы. Не стала исключением в этом и советская система, которая формально провозгласила народовластия, а на самом деле граждане находились в состоянии политического отчуждения, они не принимали участия ни в том, ни в осуществлении политики.

Распад СССР и образование на его территории независимых государств открыли широкие возможности для политической эмансипации личности. С объекта политики она все в большей степени превращается в субъекта. Это хорошо видно на примере Украины.

Для человека в условиях Украины является характерным значительные различия в степени причастности к политическим процессам. Часть граждан (по количеству - незначительная) стремится воспользоваться свободой слова и мировоззрения и становится на уровень активного участия в политике (стремление стать депутатом, вхождение" к политической партии и т.п.); другая часть очень инертно относится к политике, сводя свое участие в ней до голосования на выборах. Еще одна - третья часть граждан (значительное) - очень отрицательно относится и к политике, и к политикам, видя в них причину всех своих бед. Неслучайно именно эти две последние категории граждан определяют состояние лица в политических процессах: если и действие, то действие противоречивая, непоследовательная.

По-новому состоит соотношение "субъект - объект" в деятельности современных политических лидеров. В условиях тоталитаризма и авторитаризма их было, по-первое, немного, а во-вторых, они стремились что угодно проявить себя как субъекты политики. Последнее и привело их к многочисленным суб"єктивістських ошибок. Нынешние политические лидеры Украины - от руководителя общественного движения к Президенту, стремятся, как правило, как можно полнее учесть мнения, настроения и требования других субъектов политики, определенным образом балансируя на понятии "субъект - объект", становясь таким образом и объектами политики.

Процесс формирования лидерства в Украине идет противоречиво. Наблюдается тенденция к увеличению количества лидеров (появление значительного количества партий, выборы в депутаты на альтернативной основе, увеличение количества митингов, возглавляемых своими лидерами, и др.) при недостаточном качестве их, невысоком престиже. Большинство лидеров повторяют суб"єктивістські ошибки своих предшественников, стремятся проявить себя преимущественно как субъекты политики, наиболее эффективно "подать" свою фигуру и наименьшей степени заботятся о том, чтобы выразить интересы тех, кто выдвинул их в лидеры.

Меняется политический статус социальных общностей. До недавнего времени официальная пропаганда СССР провозглашала, что рабочий класс - это политический авангард общества, что колхозное крестьянство и интеллигенция - это активная политическая сила, а на самом деле все они были преимущественно объектами политики. Цифры количества рабочих и крестьян в Советах, "факты" их участия в прессе и т.п. были самой обычной бутафорией. Как субъекты политики социальные сообщества Украины в современных условиях проявляют себя значительно полнее. Это видно и на фактах политических забастовок горняков, и на функционировании обновленных производственных профсоюзов, и в политико-культурницькій деятельности интеллигенции.

Что касается этнонациональных общностей, то их причастность к политике изменилась коренным образом. В Украине, как и в других бывших республиках Союза, считалось, что ленинская национальная политика - единственно правильная, осуществляется в интересах всех наций, народностей и национальностей, и этнонациональным сообществам ничего не осталось, как идти в русле этой политики, то есть быть ее объектами. Создание суверенного украинского государства вывело украинский народ на путь самостоятельной национальной политики, он стал создателем собственной судьбы, активным субъектом политики.

В своеобразном положении относительно тандема "субъект - объект" оказались политические партии. Преимущественно спешно созданные, они

вдруг получили возможность определить свою политику, то есть стать субъектами политики. И процесс оказался непростым: в условиях официальной многопартийности они не все и не сразу сформулировали собственные программы, были на начальном этапе в значительной мере объектами политики, испытывая влияния внешних сил, то есть других субъектов, в частности, социальных общностей, в недрах которых они зарождались. А более-менее оформившись, решились на борьбу за власть, то есть начали склоняться в сторону субъектов политики. Противоречия, крайности в соотношении "субъект - объект" - одна из причин слабости и непопулярности политических партий в Украине.

Не обошли противоречия и крайности и само государство, которое является решающим субъектом и объектом политики. Государство в лице своих законодательных органов проявила большую активность в издании законов, постановлений и распоряжений, то есть в плане функционирования как субъект политики. Но при этом не создала механизмов, которые бы давали возможность воспринимать запросы граждан, учитывать интересы регионов, то есть стать объектом политики. Поэтому далеко не все политические действия государства отвечают назревшим потребностям общества, много решений остается на бумаге, и от этого страдает авторитет государства как субъекта политики в глазах населения.

Общий вывод относительно соотношения "субъект - объект": для взвешенной, последовательной политической деятельности важным является сочетание обоих элементов. Субъект лишь тогда сможет проявить себя в полной мере, если он будет учитывать окружения, деятельность других субъектов, то есть если будет выступать одновременно и как объект политики.

Похожие публикации